Икона дня

Православный календарь

joomplu:1184

Статья рабы Божией Ирины


0000


 

 

 

«Царствие Божие внутрь вас есть» - сказал Господь наш Иисус Христос (Евг. Лк. 17:21).

Соответствуем ли мы этому, пленённые нечистыми духами и ими управляемые?

Для исцеления душ наших Господь дал хороший рецепт: «сей род изгоняется только молитвою и постом » (Евг. Мф. 17:21).

Многие православные считают, что это относится только к бесноватым людям, словно наши сердца, захвачены духами не того же рода.

Пост и молитва – сильнейшие оружия против духов злобы, которые нас наполняют.

Пост, как очищающее средство приготавливает место для наполнения души Духом Святым через молитву, приложенную к посту, чтобы выметенный дом не был пуст.

Этими средствами вооружались все святые подвижники. Они не были святыми сразу, иначе не было бы нужды изнурять себя и проливать слёзы покаяния.

За духовный труд и увенчались духовной победой.

Ещё много свидетельств, как высоко ценит Господь пост, так как это является распинанием плоти для победы над грехом.

Христос, идя путём добрых дел, лишений и скорбей, взошёл на крест, после чего открылось Царство Небесное, тем самым показывая нам путь,которым Оно приобретается.

Слушая множество проповедей в ряде Православных храмов не только г. Омска и области, но и в других городах, уходила с грустью от речей, гуляющих по поверхности.

Нас призывают подражать Христу, делая добрые дела, проявлять любовь к ближнему, терпеть лишения и скорби.

На этом проповеди обрываются.

Однажды порадовалась проповеди священника в Смоленской области, который говорил, о том, что не было бы революции в 1917 году, Великой Отечественной войны, не закрывались бы монастыри и храмы, если бы мы жили духовной жизнью. Мы же только исполняем букву: ходим в храм, исповедуемся, причащаемся и пошли дальше, и так всю жизнь, а духовной жизни нет. И нет Любви.

Слава Богу, думаю, услышала призыв к духовной жизни и радостно поведала об этом духовному отцу, на что он спросил: «А он рассказал о средствах духовной жизни?»
Нет речи о борьбе со страстями.

Часто звучит с амвона притча о юродивых девах с акцентом на совершение добрых дел как можно больше, чтобы масла хватило.

Но тем самым мы и уподобляемся юродивым девам. Серафим Саровский в беседе с Мотовиловым обращает внимание на это заблуждение.

Сам же Господь пояснил нам, что не в том наше совершенство, что мы делаем добро не обижающим нас, а чтобы научились любить врагов.

Вот с этим крайне сложно. Это и обличает в нас отсутствие Евангельской Любви, Духа Святаго недостаточно, того масла, которого не хватило юродивым девам.
Как-то в начале моего воцерковления рассуждали мы с одной прихожанкой о посте.

Она выражала непонимание того зачем ущемлять себя постом, ходить немощной, от того понурой.

И привела в пример женщину пышную телесами.

Она любовалась ею в храме, так как та всегда была радостная и улыбающаяся.

Затем восхищённо заключила: « Вот на ней Дух Святой прибывает!» Я задумалась над этим глубоко и надолго.
-2-

Как же это объяснить? Несколько месяцев занимал меня этот вопрос.

И наконец, Господь дал мне на него ответ.

В монастыре беседуя со знакомой монахиней (в тот момент, не думая о своём вопросе), она вдруг говорит об укорах в её адрес со стороны других монахинь, что она столько лет больше всех постится, а бывает злая.

Потом добавила: « Слава Богу, что так говорят. Когда сытый, весёлый. Ложный ангел».

И здесь, как вспышкой света меня осенило, напомнив о давно занимавшем вопросе, и стало понятно.

Святые подвижники имели выражение радости по прохождении многолетних трудов очищения.

Их святые души излучали любовь и в голоде.

А если та, всегда улыбающаяся женщина начнёт поститься настоящим постом? Тогда можно будет сказать об истинном состоянии её души.
Святой Макарий Великий говорил, что человек не может стать добрым сам по себе, если не вселится в него Бог.

А как Ему в нас вселиться? Богу, конечно, всё возможно, но достойны ли мы того не приложив труда?

В нынешнее время нет гонений и того мученичества, которым люди достигали Царства Небесного. В других же случаях святые подвижники брали на себя подвиги ради Христа, вооружаясь постом и молитвою.
В современное время мы прибываем в сонном состоянии и нерадении о спасении.

Нет проповеди о духовных средствах для очищения души (кроме отдельных случаев).

От поста осталось только слово, а понятие его искажено, заменено рассуждениями о постной пище, что не есть одно, и тоже.

Истинное понятие поста находится в самом Евангелии, когда речь идёт о том, как Господь после Крещения был уведён Духом в пустыню для искушения.

Он сорок дней постился, а напоследок взалкал (Евг. Мф. 4:2), что означает, не вкушал ничего, а потом взалкал.

Из чего видно, что пост есть временный голод, а потом принятие постной пищи. На эти доводы звучат другие: Он же Бог, а мы не сможем.

Да, не сможем. Никто не говорит о таковом посте для нас. Скорби и лишения Бог посылает нам тоже разные.

По мере сил, с учётом здоровья и труда необходимо брать ту духовную высоту распинания плоти для победы над страстями, для Царствия Божьего внутри нас.
Дьявол не дремлет и в это спокойное время.

Запустив гонение на пост, убаюкивает нас лукавыми рассуждениями и изречениями, которые стали уже крылатыми: « Не надо изобретать велосипед, он уже давно изобретён»; « Еда нас не приближает к Богу и не отдаляет от Него»; «Лучше есть мясо, чем поедать брата своего»; « Послушание превыше поста и молитвы»; « От поста можно впасть в тщеславие и гордыню»; «Пост для монахов, а мы работаем»; И уже совсем вызов Богу и всем святым: «бесы тоже не едят». Именно эти выражения стали очень удобны, чтобы пойти по наименьшему сопротивлению греху. Может всё-таки лучше вооружиться словами самого Апостола Павла: « Вы ещё не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр. 12:4)?

Когда Православная Церковь празднует дни чудотворных икон с образом Пресвятой Богородицы, перед которыми народ молился для победы над внешними врагами, опускаются факты, что при этом люди накладывали на себя пост, зная, как высоко ценит Господь жертву поста. Велосипед действительно изобретён давно и не нами. Современный Православный мир изобретает другой.

Фраза «Еда не приближает нас к Богу и не отдаляет от Него» перечёркивает все подвижнические труды целого сонма святых.

Тогда, может, и нет греха чревоугодия? Разве не от этого греха начались наши беды и продолжаются?

Так как еда действует на душу, многие продукты стали для нас страстью.
По смущающему меня изречению «Лучше есть мясо, чем поедать брата своего» я обратилась к духовному отцу, на что он ответил: « И без поста нам подаются ситуации, где мы поедаем брата своего. В посте душа обнажается. Надо каяться, просить прощения у Бога и людей, но труда не оставлять».
По поводу тщеславия и гордыни от поста, духовный отец также пояснил: « Мы много говорим о добрых делах, а пост - это тоже доброе дело, Богоугодное. А от какого доброго дела мы не тщеславимся и не гордимся? Может нам вообще не делать добрых дел? Потщеславился, надо просить у Господа прощения: Господи Иисусе Христе, помилуй мя тщеславного». О многих святых подвижниках говорили, что они в прелести, только где те, которые говорили? А тем, про которых говорили, теперь молимся и получаем просимое.

Опыт показывает, что от послушания, которое любят ставить выше поста и молитвы, тоже впадают в тщеславие и гордыню, даже от противного, так как его нести труднее, а враг обязательно внушает какой ты хороший, не смотря на то, что любое послушание с нами несёт Бог, а трудное наипаче. Но эта сторона не рассматривается.

А не рассматривается потому, что фраза «послушание превыше поста и молитвы» умаляет пост. Во фразе говорится на ряду и о молитве, но все мы знаем, как она важна. Так же важен и пост.

Все три духовные средства: послушание, пост и молитва важны для нашего спасения.

У Серафима Вырицкого в откровении «От Меня это было» Бог говорит: «Некоторые из лучших соработников Моих, суть те, которые отрезаны от живой деятельности…». Но в нынешнее время держимся за послушание, как за основное средство спасения.

Парадоксально, но в монастырях тоже нет поста (кроме исключений).

Предпочтение отдаётся крестьянскому труду. Монах работает на много больше многих мирян.

Серафим Саровский предупреждал, что придут такие времена, когда столы в монастырях будут полны яств, а духовной жизни не будет.

Похоже, и мы, научившись распознавать погоду, времён не узнаём.
Ещё любят православные оправдывать себя фразой Господа, когда Он ведёт речь, про неумытые руки.

Христос всегда старался обличить фарисеев в том, что они особое значение придают внешним атрибутам, не зря в духовную сторону.

А мы рассуждаем над фразой так, словно не осквернены грехом чревоугодия и из наших сердец не выходит зло. Словно, нам нечего бояться.
-4-

Не обращаем внимания на Слово Господа « сей род изгоняется только молитвою и постом» (Евг. Мф. 17:21), и на многочисленных Божьих угодников, которые закрепили это живым опытом, передав нам следующие: «Чистота души приобретается голоданием чрева» (прп. И. Кассиан); «Ущемлённое чрево виновница чистоты» (прп. С. Радонежский). 
Пост является тяжёлым духовным трудом, через который открываются мельчайшие грехи, появляется глубокое покаяние, и приобретается молитва (а не молитвословие).

Но таким духовным путём может повести только тот, кто сам имеет оный опыт. Куда доедем на современном велосипеде, знает только Бог. Вера наша очень оскудела, о чём Господь и предупреждал.
При всём нашем недоразумении никто не отменял Православного Церковного Устава, который гласит правила поста для монахов и мирян (Типикон, гл.32-33). А где слышны эти правила, что являются, минимумом для православных христиан (не о подвижничестве речь)? А там говорится о посте.
Против поста воюют те, кто не познал его очищающего действия для души и того, что Бог даёт за пост.
Если мы сами не берём духовного труда для нашего спасения, Бог вынужден будет очищать скорбями.

Если таковых ещё нет, то это по Его долготерпению.
Без очищения души, какое царство будет в нас?

Раба Божья Ирина.